КАМНИ


<< Назад

КОСТЬ И БИВЕНЬ МАМОНТА (ОДОНТОЛИТ), КЛЫК МОРЖА, КОСТЬ БЫКА АВАНТЮРИН АГАТ АДУЛЯР (ЛУННЫЙ КАМЕНЬ)
АКВАМАРИН АЛЕКСАНДРИТ АЛМАЗ АМАЗОНИТ
АМЕТИСТ БЕЛОМОРИТ БЕРИЛЛ БИРЮЗА
ГАГАТ ГЕЛИОТРОП ГЕМАТИТ (КРОВАВИК) ГИАЦИНТ
ГРАНАТ ЖЕМЧУГ ИЗУМРУД КВАРЦ-ВОЛОСАТИК
КВАРЦ РОЗОВЫЙ КОРАЛЛ КОШАЧИЙ ГЛАЗ (ХРИЗОБЕРИЛЛ, УЛЕКСИТ, КВАРЦ) КРЕМЕНЬ
ЛАБРАДОР ЛАЗУРИТ, СОДАЛИТ МАЛАХИТ МОРИОН, РАУХТОПАЗ
НЕФРИТ ОБСИДИАН ОНИКС ОПАЛ
ПИРИТ (ЗОЛОТАЯ ОБМАНКА) РОДОНИТ (ОРЛЕЦ) РУБИН САПФИР
САРДОНИКС СЕЛЕНИТ (ГИПС) СЕРДОЛИК СЕРПЕНТИН (ЗМЕЕВИК)
СТАВРОЛИТ СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ ТИГРОВЫЙ ГЛАЗ, БЫЧИЙ ГЛАЗ ТОПАЗ
ТУРМАЛИН УВАРОВИТ ФЛЮОРИТ ХАЛЦЕДОН
ХРИЗОЛИТ (ДЕМАНТОИД) ХРИЗОПРАЗ ХРУСТАЛЬ ГОРНЫЙ (КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ КВАРЦ) ЦИРКОН
ЦИТРИН ЧАРОИТ ШПИНЕЛЬ ШУНГИТ
ЭВДИАЛИТ (ЛОПАРСКАЯ КРОВЬ) ЭВКЛАЗ ЯНТАРЬ ЯШМА
     
АММОНИТ      

Синтетические, искусственные камни

СТРАЗЫ. Подделки драгоценных камней (обычно ограненных) в стекле, иногда стразы могут имитировать не только внешний вид, но и особенности внутренней структуры камня (дефекты, видимые невооруженным глазом). Могут иметь специальное светоотражающее покрытие. Стразы не являются синтетическими камнями и камнями вообще, это стеклянная имитация или пластмасса. В последнее время стразами также называют подделки ограненных камней в пластмассе. Широко используются в бижутерии. Ювелирные изделия из золота и серебра не должны содержать стразов (за исключением специальных точных копий оригинальных дорогих ювелирных украшений). Присутствие в изделиях стразов обычно говорит о подделке ювелирных украшений или о том, что это дешевая бижутерия. Алмазы, рубины и изумруды в ювелирных украшениях никогда не должны имитироваться стеклянными стразами. Сегодня стало модно стразы, завезенные из Восточной Европы, называть красивым словом «сваровски» (в честь торговой марки), мы встречали такие стразы даже в серебре с позолотой. За них продавцы могут просить больше, чем за фианиты и синтетические цирконы, имеющие с ювелирной точки зрения большую ценность. Мы призываем не забывать, что это все-таки стекло, пусть и изготовленное по специальным технологиям.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное — быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят «циркон» или «цирконий», которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон — силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) — оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит — разные материалы.
   Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) — это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, — они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (владельцу сайта удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в «обсыпке», и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (большой фианит под бриллиант должен быть высоким, а мелкий циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот более низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
   Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п

 

Оптовая цена в России некоторых синтетических камней, у.е./шт., без учета налога НДС
Круг, размер Циркон белый Рубиновый корунд Шпинель цветная Сапфировый корунд
1,50 мм 0,01 $ 0,2 $ 0,4 $ 0,8 $
4,00 мм 0,25 $ 0,6 $ 1,2 $ 1,9 $
10,00 мм 0,1 $ 2,1 $ 4,5 $ 6,0 $
 

   В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с существенно более глубоким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть высоким и удлиненным снизу, так как иначе он не будет сверкать, и открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

   СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно. Но наш сайт предоставляет Вам возможность взглянуть на гигантские граненные синтетические сапфиры идеального качества.
   Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) — платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

   БУЛИ. Монокристаллы синтетического корунда представляют собой модификацию окиси алюминия, в которой небольшая часть ионов алюминия может быть изоморфно замещена ионами группы железа или ионами меди. Выращивание синтетических монокристаллов широкой гаммы цветов (рубинов, сапфиров, топазов, аметистов и др.) осуществляется методом Вернейля.
   Рубин и сапфир — минералы, которые хотя и различаются по внешнему виду, обладают идентичной кристаллической структурой и свойствами, за исключением присутствия незначительных концентраций элементов-примесей, придающих им характерные цвета. Рубин и сапфир состоят в основном из окиси алюминия Al2O3, кристаллическую форму которой минералоги называют корундом. Кристаллы, выращенные по методу Вернейля, известны как Були, по видимому в связи с тем, что первоначально они имели округлую форму. Этот термин, введенный Годеном и применявшийся Вернейлем, стал обычным у специалистов по выращиванию кристаллов несмотря на то, что сейчас кристаллы имеют цилиндрическую форму. Сегодня выращивают цилиндрические були диаметром 20 мм и высотой цилиндра 50-70 мм и полубули (половина цилиндра, разрезанного вдоль, с основанием 10 х 20 мм).
   Монокристаллические прозрачные були и стержни искусственного корунда (синтетические рубины и сапфиры) получают плавлением и рекристаллизацией глинозема (оксида аллюминия) в кислородно-водородном пламени. Були могут быть дополнительно окрашены: примесями ионов Cr (хрома, до 2%) — в красный, V (ванадия) — в серовато-зеленый при дневном свете и фиолетовый при искусственном освещении, Mn (марганца) — в желтовато-розовый, Ni (никеля) — в желтый, Ti (титана) — в розово-фиолетовый цвета. При огранке синтетических корундов под разными названиями (сапфир, рубин, топаз, александрит, аметист) они применяются в ювелирном деле. Плотность синтетических корундов составляет 4 г/куб.см, твердость составляет примерно 9 для окрашенных корундов и 9,25 для оптически чистых сапфиров (твердость алмаза составляет 10 по шкале Мооса).
   В промышленных масштабах искусственные корундовые материалы получают в результате плавления боксита в электропечах с восстановителем (железными опилками). Они также употребляются как абразивы; методами порошковой металлургии из них изготовляют резцы для механической обработки металлов при высокой температуре. Они не годятся для гранения как вставки.

   ПОДДЕЛКИ СИНТЕТИЧЕСКИХ КОРУНДОВ. Оказывается, что сейчас подделывают не только натуральные природные камни. Поскольку после распада СССР цены на синтетическое корундовое сырье стали довольно высоки, цены на синтетические корунды, сапфиры и рубины тоже оказываются не копеечными. На фото справа типичный образец подделки синтетических монокристаллов корунда (синтетических рубинов и сапфиров). Довольно яркие цвета и характерная голтовка (форма, напоминающая обкатанную гальку). Вроде бы и похоже на корунд, и дорого может продаваться, но вырощено не Вернелевским способом.
   Если у кого-то еще сохранились синтетические рубины советской огранки (камни производства СССР) в ювелирных изделиях — не спешите от них избавляться. У Вас образец прекрасной машинной огранки камня и редкий образец ценного синтетического камня. Теперь их просто так уже в ювелирном магазине не купишь. Сегодня цены на ограненные синтетические корунды, рубины и сапфиры для ювелирных изделий во много раз превышают цены на традиционные бесцветные и окрашенные фианиты (синтетические кубические цирконы), хотя они и заметно дешевле цен на натуральные драгоценные камни группы корундов.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
   Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
   Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 oC аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее — синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ АВАНТЮРИН. Натуральные камни встречаются очень редко. Все, что массово продается в магазинах, — стеклянная имитация с добавлением в расплавленную массу стекла оксидов меди, железа, хрома и кобальта (фото справа). Чрезмерное обилие блесток обычно говорит о подделке. Исторически авантюриновое стекло изобреталось независимо в разных странах мира. Цвет натурального камня белый, светло-серый, медовый, розовый, кирпичный, вишневый, зеленый. Насыщенные цвета нередки, а вот блестки — да. Для того, чтобы отличить авантюрин от других минералов, необходимо установить наличие мелких блесток и чешуек, которые обычно слабо заметны в натуральных камнях. Иногда природный минерал в отличие от синтетики может проявлять слабую ирризацию, в то время как синтетический авантюрин просто может сильно блестеть. В стеклянной имитации чешуйки иногда могут располагаться неравномерно, наблюдаться зоны окрашенного стекла с пониженным содержанием блесток или вообще без них. Наиболее часто встречаются стеклянные имитации золотисто-коричневого или иссиня-черного цвета с обилием ярких и красивых чешуек.

   СИНТЕТИЧЕСКАЯ БИРЮЗА. Натуральная бирюза нигде не встречается в виде крупных кусков или сплошных масс. Бирюзу очень часто подделывают пластмассой (при нагревании плавится и воняет, она не пористая), поверхностным окрашиванием кости и подобных материалов (внутри белая, способом отделения является способность органики к горению), из стекла и фарфора, окрашивая халцедон, низкосортный лазурит и пр. Существуют имитации из обожженного гипса и алебастра. В настоящее время широкое распространение получила синтетическая бирюза (довольно близкая по составу к природной) и имитация бирюзы, это 80% рынка бирюзы. Оба вида бирюзы прокрашены в массе. Венская бирюза (на фото) — термически обработанная и спрессованная смесь малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. Бирюза под названием неолит — из фосфата меди и гидроокиси алюминия. В такой синтетической бирюзе появляется яркая и равномерная зеленовато-желтая окраска, нехарактерная для природной бирюзы. При нагревании она чернеет, а не трескается. Синтетический материал очень однороден, содержит микровкрапления окрашенных частиц. Сегодня даже в ювелирных изделиях из золота преобладает однородная идеальная голубая синтетическая бирюза (с черными прожилками по поверхности или внутри камня или чистый цвет с белесыми включениями). Покупая бусы из синтетической бирюзы, нужно адекватно платить: мелкие бусы стоят 5-10 долл., очень крупные и большие могут доходить до 10-20 долл, но не выше. Вас могут обманывать и требовать по 75-120 долл. и выше за якобы природную бирюзу, поэтому не переплачивайте. А главное, не платите за синтетические бирюзовые вставки в золото в ювелирных магазинах по цене 20-30 долл. за грамм.

   ГОВЛИТ. Синонимы: каулит, силикоборокальцит. Турквенит — разновидность говлита. Это природный минерал. Говлитом подделывают и натуральную, и синтетическую бирюзу, розовые и красные кораллы (реже). Говлит естественного серого цвета может быть выдан за белую бирюзу. Обращаем особое внимание на этот природный минерал, который сегодня часто выдают за бирюзу. Говлит является боросиликатом кальция Ca2B5Si09(0H)5. Это дешевый материал. Цвет природного говлита обычно белый или серый, часто встречаются минералы с коричневыми и черными прожилками (эти прожилки напоминают прожилки бирюзы). Минерал назван в честь его первооткрывателя — канадского геолога Генри Гова. В ультрафиолетовом свете крошечные, едва заметные невооруженным глазом кристаллики говлита иногда светятся желтоватым или беловатым светом (эти кристаллики также можно разглядеть в сильную лупу). Бирюза никогда не бывает кристаллической. Говлит легко красится в синие, бирюзовые, зеленые и любые другие тона и поэтому очень часто выступает в качестве заменителя бирюзы, а также красных или розовых кораллов. Имитация получается настолько точной, что продавцы сознательно выдают окрашенный говлит за настоящую бирюзу. Из говлита режут бусы, кабошоны и даже небольшие фигурки. Отполированная поверхность говлита блестит, словно фарфор (еще одно отличие от бирюзы). Главные месторождения расположены в Новой Шотландии (Канада). Встречается говлит и на территории Калифорнии (США). Сегодня говлит очень широко продается в виде мелких и крупных бус (особенно обращают на себя внимание крупные окрашенные куски говлита с характерными темными прожилками). При покупке таких камней подумайте о том, что бирюза не встречается в виде больших и крупных кусков (в отличие от говлита). Говлит на 2 единицы мягче бирюзы. Если Вы недорого приобрели говлит (каулит, турквенит), окрашенный или природного цвета — это удачная покупка. Но если Вам продали говлит под видом другого дорогого и ценного минерала (например, бирюзы, кораллов) — это мошенничество.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ КОШАЧИЙ ГЛАЗ. Все, что массово продается в магазинах, — имитация и подделка в стекле (имитацию легко получить из дешевого волокнистого боросиликатного стекла). Синтетический кошачий глаз бывает любого цвета: беловатым, зеленым или голубым, он очень яркий и имеет сильно выраженное явление ирризации (яркий заметный блик, бегущий по поверхности при вращении). Натуральный кошичий глаз обычно мутный, бесцветный или слабоокрашенный в зеленоватые, желтоватые и красноватые тона, стоит дорого, относится к полудрагоценным камням и имеет менее выраженное явление ирризации (в отличие от синтетики). Кристаллы натурального хризоберилла с эффектом кошачьего глаза содержат многочисленные микроскопические канальцы или волокнистые включения, которые располагаются параллельно кристаллографической оси. Поскольку канальцы в хризоберилле обычно полые и очень тонкие, возникает опалесценция. Зеленую окраску хризобериллу придают включения хрома и железа.
   Хочется обратить особое внимание на фото слева. Сегодня на рынке появились синтетические имитации ярко-зеленого или желтоватого цвета из композитного материала, выдаваемые за природный хризоберилл. Его производство предположительно наладили в Китае. Под видом природного хризоберилла такие бусы и колье продают даже в специализированных отделах и магазинах, на выставках и «с рук» или лотков по цене около 50-150 долл. и выше за якобы ювелирное изделие. Это подделка и мошенничество (можно заявлять в милицию). Если на рынке Вы приобретете такие красивые ярко-зеленые или желтоватые бусы с микро-канальцами и довольно слабой ирризацией за 5-10 дол. (как бы их не называли), Вы не прогадаете — это их настоящая и реальная цена. Подумайте о том, что натуральный хризоберилловый кошачий глаз стоит столько-же, сколько и алмаз аналогичного размера или даже дороже.
   Еще одним камнем с эффектом кошачьего глаза является улексит (боронатрокальцит, минерал подкласса водных боратов, NaCa(B5O9)х8H2O, в изделиях часто синтетический и очень широко используемый). За характерный блеск, цвет и мерцающую вытянутую полоску света отполированные улекситы нередко называют кошачьими глазами. Название улексит произошло от имени немецкого химика Г. Л. Улекса. Довольно мягкий минерал. Встречается как гипергенный минерал в отложениях озер, продукт замещения в глинистых гипсоносных породах соляных куполов. Руда бора. В природе улексит чаще всего образует тонковолокнистые сплошные массы. Кристаллизуется улексит в моноклинной системе и образует тонковолокнистые сплошные массы или радиально-лучистые агрегаты белого цвета. За счет тонких параллельных волокон возникает эффект яркого глаза. Структурной особенностью улекcта являются длинные цепочки, состоящие из мономеров, химический состав которых отражает формула В5О6(ОН)6. Благодаря этим параллельно расположенным тяжам кристаллы улексита обладают удивительным свойством. Свет проходит без искажений только по одному из трех взаимно перпендикулярных направлений. Поэтому в популярной литературе улексит называют TV-stone (телевизионный камень). Во второй половине XX в. была создана несложная технология изготовления синтетических камней, в точности повторяющих и состав, и структуру улексита. Такой недорогой синтетический материал применяется в стекловолоконной оптике. Из него делают и ювелирные украшения. Искусственный улексит химически чистый и может быть окрашен примесями в любой цвет в процессе кристаллизации, он имеет самое выраженное явление бегущего блика при вращении. Улекситом могут подделывать даже недорогие кварцевые самоцветы: желто-коричневый тигровый, сине-черный и сине-серый соколиный, красно-бурый бычий и серый кошачий глаз, которые на заводском производстве обычно в изделия не вставляют. Любой улексит может имитировать хризоберилловый кошачий глаз.
   Бурый кварц при отжиге при температурах 450-500o С переходит от бурой окраски к зеленой с характерным для нее спектром оптического поглощения. Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). Бурый кварц может быть получен выгоранием на солнечном свету (УФ-излучение) природного розового кварца.
   Кошачий глаз также бывает кварцевым (редкий), он сероватый (без включений), имеет менее выраженный блеск и достаточно заметно выраженные пустоты-канальцы, за счет которых наблюдается перелив. Может быть частично зонально окрашен примесями. Иногда может быть получен отжигом тигрового глаза с последующим выдерживанием минерала в концентрированном растворе кислоты, растворяющей минеральные включения оксида железа. Кварцевые «глаза» обычно подделывают редко, в продажу широко поступают натуральные желто-коричневый тигровый глаз (включения гетита), иссине-черный соколиный глаз (включения крокидолита) и буровато-красный бычий глаз (включения гематита). При этом по цене эти натуральные камни могут быть сопоставимы с синтетическими.

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЛУННЫЙ КАМЕНЬ. Практически все, что массово продается в магазинах под видом лунного камня — синтетические лунные камни, их массовое производство отлично налажено в Индии. Это бусы, кулоны, кольца. Синтетические прозрачные и полупрозрачные голубоватые и матово-молочные лунные камни с равномерной структурой или плавными переходами от прозрачных к полупрозрачным и молочным зонам. Характерное отличие от натуральных — отсутствие специфических отсверков при вращении синтетического камня. Этот синеватый отсверк возникает только в натуральных лунных камнях (которые могут быть прозрачными, полупрозрачными и молочными белых, голубоватых, желтоватых и зеленоватых оттенков), так как они имеют скрытую невидимую глазом слоистую структуру, а синий отблеск возникает внутри камня при отражении света от плоскости спайности под углом 12-15 градусов. Шанс купить натуральный прозрачный или полупрозрачный лунный камень есть либо в импортных изделиях из Азии (как вставки, это дорого), либо в виде бус из мелкой крошки (дешево, но редко). Матовые непрозрачные натуральные молочно-белые камни с синим отсверком называют беломоритами, они есть и у нас. Если вращать бусы из крошки природного лунного камня, при строго определенном повороте камня на одной из граней будет возникать синий блик, который быстро пропадает при дальнейшем вращении. Бусы и вставки из синтетического камня никогда не проявляют такого выраженного под строго определенным углом блика, так как не имеют слоистой внутренней структуры (синтетика равномерно блестит при вращении под любым углом, даже если внутри есть видимые глазом трещины и дефекты для усиления сходства с натуральным лунным камнем).

   СИНТЕТИЧЕСКИЙ ОПАЛ. Синтетический опал плохого качества можно изготовить даже кустарными методами. В магазины (в том числе и ювелирные в отделы золота) часто поступают качественно выполненные синтетические опалы, в которых игра света достигается за счет присутствия разноцветных блестящих чешуек и фрагментов с резкими и выраженными границами, а не за счет игры света во внутренней структуре самого опала. Это качественное и характерное отличие синетических опалов от натуральных. На сегодня мы не встретили натуральных опалов в ювелирных магазинах нашего города. Синтетические опалы для большей убедительности могут делать дуплетами (на основе) и триплетами (на основе с покрытием). Известны три вида натурального опала: черный опал, имеющий очень темный синий цвет со вспышками других цветов; огненный опал оранжево-красного цвета и белый опал (кахолонг). Главное достоинство натурального опала в отличие от синтетики — способность излучать последовательно различные лучи под действием яркого света, вызывать разнообразную игру цветов и отсверки при вращении внутри опала (а не постоянно расположенные блестки и резко ограниченные цветовые пятна на поверхности и в толще синтетического опала). Натуральный опал может казаться равномерно окрашенным в одном ракурсе, но при повороте проявлять цветные отсверки и вспышки цветных лучей. При вращении натурального опала одни блики могут исчезать, а другие появляться в самых неожиданных местах. Молочно-белые (неблагородные) и огненные (благородные) опалы могут не иметь выраженных отсверков при вращении. Отличить синтетический опал от натурального в ряде случаев может только независимый эксперт.
   Синтетические опалы обычно бывают белого или черного цвета. Так называемое опаловое стекло получают путем добавок плавикового шпата (фтористого кальция), криолита (фторида натрия и алюминия), костной золы (фосфата кальция) или реже окиси олова или циркония. Имитация опала из стекла, получаемая при помощи нагрева и резкого охлаждения последнего, отличается наличием трещинок, заполненных воздухом, тогда как у натурального камня они заполнены твердым материалом. Часто можно столкнуться с имитацией черного опала, получаемой путем пропитки низкокачественного опала раствором сахара с дальнейшей обработкой его серной кислотой.
   В ювелирных украшениях из золота (в ювелирных магазинах) синтетические опалы можно смело покупать, если цена за грамм опала соответствует цене золота или чуть дешевле и отсутствует дополнительная наценка (продажа на общих основаниях, как и синтетические цирконы, корунды и пр.). Требование дополнительной доплаты за синтетический опал, выдаваемый за натуральный, можно рассматривать как мошенничество.

   ЖЕМЧУГ. Поддельный жемчуг имитируют в стекле или пластмассе, он относится к категории бижутерии и не должен присутствовать в ювелирных украшениях. Синтетического жемчуга не бывает. Сегодня цена на культивированный жемчуг такова, что хорошая бижутерия, имитирующая жемчуг, часто стоит сопоставимо или заметно дороже ожерелья из культивированного жемчуга. Поэтому имеет смысл отказаться от покупки такой бижутерии, так как она намного менее долговечна и эстетична (бижутерия имеет товарный внешний вид 1-2 года, культивированный жемчуг — 25-50 лет и более).
   Природный жемчуг вырабатывается раковинами-жемчужницами. Выращивают жемчуг искусственно, подложив в живую жемчужную раковину основу (шарик) из металла, пластмассы или перламутр из раковины и дождавшись нарастания слоя перламутра в 0,01-0,1 и реже 1,5-2 мм. Даже крупные вырощенные жемчужины могут содержать очень тонкий слой перламутра. Практически весь жемчуг, продающийся в специальных отделах и ювелирных магазинах (даже дорогих), вырощен на инородной основе, которая хорошо просматривается в снимке под рентгеновскими лучами. Невооруженным глазом без рентгеновских и т.п. лучей отличить природный жемчуг от идеального, но вырощенного искусствено нельзя. На некачественных жемчужинах (то, что массово продается) основа может просвечивать сквозь локальное истончение перламутрового слоя. Отличить от натурального жемчуг, полностью вырощенный из маленькой природной основы, практически невозможно. Жемчужину в недорогих бусах можно расколоть или надпилить и увидеть инородную основу. Обычно выращивают белый и беловато-желтоватый жемчуг, затем его могут окрасить красителями в благородный розовый цвет или в растворе соли серебра в благородный черный цвет, причем окрашивается только верхний слой. Искусственно окрашенный жемчуг не подлежит восстановлению в кислоте, так как потеряет свой внешний вид еще больше. Искусственную окраску можно снять ваткой, смоченной в 9% уксусной кислоте.
   Существует и культивированный БЛИСТЕР-жемчуг (японский жемчуг) из Австралии: это не настоящий культивированный жемчуг. Это самый дешевый и самый массовый жемчуг. Он состоит из тонкостенной перламутровой оболочки, а все остальные его части изготовлены техническим путем. Сначала к внутренней стенке раковины моллюска прикрепляют ядро из глины или синтетической смолы, а после того как оно покроется тонкой перламутровой оболочкой, его удаляют из раковины (просверливая створку снаружи, вследствие чего моллюск погибает), ядро вырезают из оболочки и заменяют его перламутровой полусферой. Затем половинки склеивают в целую жемчужину. Посередине таких жемчужин иногда виден поясок с просвечивающим слоем основы и даже остатки клея. Иногда в ожерелье комбиринуют блистерный и низкокачественный культивированный жемчуг, цена за браслет или короткое ожерелье составляет 5-10 долл., за длинные бусы не более 20-25 долл. На рынке дешевле, в салоне чуть дороже (но неконцептуально). По этой-же технологии изготавливают фигурки, покрытые перламутром (птиц, зверей ит.п.). Если образования на стенке раковины не годятся для изготовления жемчужин или фигурок, это отходы производства и некондиция, их продают вместе с куском раковины (делайте выводы). Если Вам в салоне продали блистерный склеенный жемчуг с сертификатом и по цене натурального или культивированного (вырощенного искусственно из основы) за 100-200 долл., это мошенничество.

<< Назад

Хостинг от uCoz